Евгений Гузеев – Генеральный консул РФ во Львове

Евгений Федорович, в освещении военных событий в Грузии часть СМИ, в том числе и украинских, изначально охарактеризовали действия России как агрессора, В то время как российские СМИ последовательно называли военное участие России в событиях в Южной Осетии «операцией по принуждению к миру». К тому же, было сложно понять, кто же первый начал военные действия: Грузия или все-таки Россия?

Именно это мы и пытаемся внести в проект резолюции ООН о грузино-югоосетинском конфликте: кто начал боевые действия. К сожалению, западные страны пытаются уйти от определения агрессора. В своем открытом письме в адрес СМИ от 12 августа 2008 г.  я подробно описал события ночи 8 августа 2008 г., когда была разрушена столица Южной Осетии, окрестные села, погибло около 1500 мирных жителей, 12 российских миротворцев, 30 тыс. стали беженцами. Печально, что наблюдатели от ОБСЕ, находившиеся в Цхинвале, знали о начале нападения, но ничего не сказали нам.

Россия знала, что Грузия готовится к военным действиям?

Мы предполагали, что руководство Грузии может пойти на такой шаг, были готовы к ответным действиям. Поэтому наша реакция, и военная, и политическая была молниеносной. Ответные действия России были более, чем адекватные. Мы вынуждены были применить военную силу, чтобы остановить агрессию. Грузинские войска были оттеснены с территории Южной Осетии, а значительная часть военной инфраструктуры Грузии – выведена из строя. Таким образом, мы предотвратили возможность ведения дальнейших военных действий со стороны грузинского руководства. При этом ни один город Грузии, за исключением Гори, не пострадал.

Президент Грузии г-н Саакашвили отдал приказ о проведении боевых действий в Южной Осетии в надежде добиться быстрого успеха: сломать сопротивление осетин, заблокировать связь с Северной Осетией, разрушив Рокский тоннель.

Своими решительными действиями Россия спасла юго-осетинский народ от геноцида. Мы защитили своих граждан, своих миротворцев. Мы принудили руководство Грузии к соблюдению мира.

Россия взяла на себя обязательства вывести войска с территории собственно Грузии. Сообщения в СМИ достаточно противоречивы по этому вопросу. Интересна Ваша позиция по этому вопросу: выведет или нет Россия войска из Грузии?

Мы действуем в соответствии с планом Медведева – Саркози, принятом президентом Грузии М.Саакашвили. Наши воинские подразделения отведены на территорию Южной Осетии, российские миротворцы будут находиться на линии разграничения конфликтующих сторон. Грузинские же войска должны быть отведены на места постоянной дислокации.

Одним из основных аргументов сторонников Грузии и тех, кто называет Россию агрессором, является то, что действия России могут сейчас привести к потери Грузии целостной территориальной независимости. То есть речь идет о том, что Южная Осетия и Абхазия могут при поддержке России провозгласить независимость, тем более, что есть прецендент – Косово. Какова позиция России по этим вопросам? Россия поддерживает сохранение целостности Грузии в существующих границах?

До Косовского конфликта западные страны и Россия, придерживались классической точки зрения на территориальную целостность государств. Примером является Чечня. Несмотря на жесткий конфликт в том регионе, никто не подвергал сомнению территориальную принадлежность Чечни к России. Теперь, когда мы имеем прецедент Косова, что могут страны, признавшие независимость Косова, ответить абхазскому и юго-осетинскому народам, пожелавшим создать свои государства? Тем более что в отличие от Косова (православная территория Сербии), Абхазия и Южная Осетия вошли в состав государства Грузия только в 1920 году, когда И.Сталин передал эти территории своей малой Родине. Можем ли мы рекомендовать южным осетинам иметь дело с господином Саакашвили после того, как он отдал приказ об уничтожении этого народа?

Россия может осетинам рекомендовать не только голосовать за независимость, но и за присоединение к России, так как большинство граждан Осетии имеют российское гражданство. Тот факт, что Россия фактически защищала российских граждан в Южной Осетии очень беспокоит украинских политиков. Так как в Украине также имеется немало граждан, у которых два паспорта: украинский и российский, то есть двойное гражданство.

Ситуация в Украине и в Южной Осетии совершенно разные. В Осетии мы защищали своих миротворцев. Их было там 517 человек, а 18 из них убиты. Мы защитили осетин, в т.ч. граждан России, от физического уничтожения.

Теперь, что касается Украины. Я опасаюсь, что некоторые силы предпримут усилия по дискриминации граждан России и русскокультурного населения, в целом. Хотел бы пояснить некоторые моменты, связанные с вопросом гражданства.

Такого понятия как двойное гражданство между нашими странами не существует. Между Россией и Украиной нет соглашения о двойном гражданстве. Законодательство Украины не предусматривает иного гражданства у своих граждан, кроме украинского. Законодательство России допускает наличие второго, третьего и т.д. гражданства у своего гражданина. И в Украине, и в России есть люди, у которых два гражданства, т.е. два паспорта. Но обе страны не признают за гражданами иного гражданства, кроме своего.

Например, Генконсульство ничем не сможет помочь гражданину России, если он имеет гражданство Украины и находится на территории Украины, где действует законодательство Украины. В то же время, это лицо получит полную защиту на территории России и третьих стран, если оно заявит о принадлежности к гражданству России.

К слову сказать, всего граждан России, пребывающих в западном регионе Украины, зарегистрировано в Генконсульстве около 8 тыс. человек. 85% из них – это этнические западные украинцы, прибывшие из России на пенсию после работы на Севере, или прохождения военной службы..

Русскокультурное население является в основном гражданами Украины. Так во Львове из 90 тыс. русскоговорящих жителей лишь немногим более 1 тыс. составляют граждане России. Что касается числа людей, имеющих два гражданства, то этого никто не знает. Законодательство Украины позволяет человеку принять гражданство Украины, фактически не оформив выход из гражданства другого государства. Например, мы получаем по почте паспорта (более 200) с уведомлением о выходе из гражданства России в связи с принятием гражданства Украины. Мы обясняем этим людям, что они не оформили выход из гражданства России, поскольку не прошли соответствующую процедуру проверки (например, нет ли у них обязательств по оплате алиментов, задолженности в банке, уголовной ответственности и проч.). Люди забирают обратно российский паспорт. Вот так и получается наличие двух гражданств.

Конечно, наличие двух паспортов дает людям определенные преимущества. Например, при поездках в Россию или в другие страны, где режим для российских граждан более предпочтительный. Или же наоборот. Что касается социальных доплат, то Россия доплачивает гражданам России, работавшим в России и в настоящее время проживающим постоянно в Украине, «северные надбавки» за работу в сложных климатических условиях в России. Пенсии же люди получают одинаковую, независимо от гражданства.

Определенные политические силы поднимают сейчас целую кампанию по поводу т.н. двойного гражданства. Хотел бы подчеркнуть, что мы не оставим без внимания ни единого случая нарушения прав граждан России. Будем действовать в соответствии с положениями Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и Консульской конвенции между Россией и Украиной.

Грузия вышла из СНГ и призвала Украину последовать за ней. Как это скажется на украино-российских отношениях?

Выход Украины из СНГ для простых граждан будет означать, на мой взгляд, катастрофу. До сих пор после распада СССР мы не можем создать для людей нормальные условия жизни, касающиеся таких вопросов как гражданство, наличие документов для пересечения границы, формы регистрации пребывания в странах СНГ, семейные, имущественные отношения, уголовные вопросы, наследство и т.д. Ситуация усугубится, поскольку перестанут действовать соглашения по этим и другим вопросам обычной жизни людей, в т.ч. Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Причем это коснется миллионов граждан Украины в отношении России и остальных десяти стран СНГ. К сожалению, мы научились хорошо «ломать все до основания, а потом…», но не научились принимать взвешенные решения в интересах людей.